Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:

Настройки

(812) 246-37-60
ул. Дибуновская, д. 10, литер А

Игры-упражнения для развития детей

Главная Консультации специалистов Для дошколят Игры-упражнения для развития детей

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков


«Найди лишнее слово»

Читайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является лишним.

СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.
ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.
ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.
МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.
ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.
ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.
ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.
МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.
БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.
КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН.

«Найди лишнюю картинку»

Подберите серию рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый — лишний.

Предложите ребенку первые четыре рисунка и попросите один лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных рисунков. Помимо рисунков можно использовать и предметы. Главное — заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).
Назови слова, относящиеся к спорту.
Назови слова, обозначающие зверей.
Назови слова, обозначающие домашних животных.
Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
Назови слова, обозначающие водный транспорт.
Назови слова, относящиеся к искусству.
Назови слова, обозначающие овощи.
Назови слова, обозначающие фрукты.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ


Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как наточку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

Игра «Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов:

ГРУСТНЫЙ
МЕДЛЕННЫЙ
БЕЗОБРАЗНЫЙ
ПОЛНЫЙ
ТОЛСТЫЙ
ГЛУПЫЙ
ЛЕНИВЫЙ
ЛЕГКИЙ
ХРАБРЫЙ
ЧЕРНЫЙ
МЯГКИЙ
ГЛАДКИЙ
ВЕСЕЛЫЙ
БЫСТРЫЙ
КРАСИВЫЙ
ПУСТОЙ
ХУДОЙ
УМНЫЙ
ТРУДОЛЮБИВЫЙ
ТЯЖЕЛЫЙ
ТРУСЛИВЫЙ
БЕЛЫЙ
ТВЕРДЫЙ
ШЕРШАВЫЙ
и т. д.

Игра «Бывает — не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу» — и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.

Ситуации можно предлагать разные:

Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Мальчик виляет хвостом.
Хвост бежит за собакой.
Кошка бежит за мышкой.
Петух играет на скрипке.
Водитель ведет троллейбус.
Папа ушел на работу.
Волк сидит на дереве.
В кастрюле варится чашка.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше
Лодка плывет по небу.
Девочка рисует домик.
Домик рисует девочку.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Корова жует траву.
Ветер качает деревья.
Деревья водят хоровод.
Писатели пишут книги.
Строитель строит дом.